Расчет фактического путевого угла
Данная задача позволяет определить фактические элементы движения самолета: фактический путевой угол, угол сноса и путевую скорость. Последовательность решения задачи рассмотрим на примере. :
Пример. Курс К=240°, воздушная скорость Кя=800 км/ч, направление ветра 8=170°, скорость ветра U=80 км/ч. Определить ФПУ, УС и W.
Порядок расчета иа ветрочете (рис. 5.8).
1. Установить центр азимутального круга против деления, соответствующего воздушной скорости (800 км/ч) на линейке скоростей, и закрепить его.
2. Нанести вектор ветра на азимутальном круге в соответствующем масштабе. — >
3. Развернуть азимутальный круг так, чтобы против курсовой черты было деление, соответствующее курсу (240°).
4. Линейку скоростей повернуть так, чтобы ее правая сторона проходила через конец вектора ветра.
5. Отсчитать против конца вектора ветра значение путевой скорости (830 км/ч), а по шкале углов сноса — угол сноса (—5°).
6. Определить фактический путевой угол по формуле
ФПУ = К + УС = 240 + (—5) = 235°.
Порядок расчета на расчетчике НРК-2 (рис. 5.9).
1. Установить треугольный индекс (шкала «Время») на значение воздушной скорости Ки (800 км/ч).
2. По шкале процентов по величине скорости ветра определить U% (10%),
3. Поворотом лимба установить против стрелки курсовой черты направление ветра (17Q°) и нанести конец вектора ветра по величине U%.
4. Развернуть лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты установить курс (240°).
5. По положению точки ветра относительно линий сноса определить величину и знак угла сноса (—5°) и W% (104%).
6. Определить W по величине W% (830 км/ч).
7. Рассчитать фактический путевой угол:
ФПУ = К + УС = 240 + (—5) — 235°.
Для расчета курса следования и фактического путевого угла на ветрочете и расчетчике необходимо знать ветер. Ветер в полете может быть определен по углу сноса и путевой скорости, измеренным на одном курсе, по двум углам сноса, измеренным на двух курсах, или двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах (см. § 35).
В основу названных способов положено предварительное измерение соответствующих навигационных элементов полета с последующим расчетом на ветрочете или расчетчике скорости и направления ветра.
Расчет ветра